Таможенное администрирование в ТС требует унификации
26 янв - РИА Новости.
Объединенная коллегия таможенных органов стран России Белоруссии и Казахстана, которая будет создана в ближайшее время, займется созданием единого таможенного администрирования на пространстве союза, сообщил РИА Новости начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы РФ Владимир Ивин.
По его словам, во многих законодательных актах, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза очень много отсылок на национальное регулирование таможенного дела.
"Каждое государство этим правом пользуется, в том числе РФ, поэтому у нас по одним и тем же вопросам таможенного дела складывается три разные практики, и отсутствие единообразия процедур не способствует развитию Таможенного союза, а способствует перетеканию бизнеса, который не всегда прозрачен", - сказал он.
Ивин отметил, что эту проблему видят все три службы, поэтому на совместной коллегии было решено практику унифицировать, а количество отсылочных норм, которых насчитывается больше тысячи, уменьшить - принять соответствующие поправки в Таможенный кодекс ТС и ряд международных соглашений и решений комиссии ТС.
"Обсуждения были, но поручений пока нет, мы сейчас готовим к ближайшему заседанию комиссии, назначенному на 28 января, предложения по созданию рабочей группы по доработке ТК ТС, а для обсуждения текущих вопросов, мы надеемся, что в ближайшее время будет создана объединенная Коллегия руководителей таможенных служб трех государств", - сказал Ивин.
По его словам, решение КТС по этому вопросу уже есть, сейчас готовится договор о создании коллегии. В коллегию войдут руководители и представители таможенных служб, отвечающие за целые блоки таможенной деятельности (правоохрана, таможенные платежи, контроль) по квоте, чтобы у всех было одинаковое представительство. Таким образом, полагает начальник управления, таможни получат площадку для профессионального обсуждения проблем, возникающих в ходе строительства единой таможенной территории.
"КТС уже загружена большим количеством вопросов, она должна определять политику, а коллегия должна заниматься исключительно вопросами администрирования", - уточнил Ивин.
Что касается изменений в российское законодательство, в весеннюю сессию Госдумы Ивин ожидает принятие закона, вносящего технические поправки, связанные с формированием ТС, в более чем 20 документов, включая КоАП, Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, законы о санитарном благополучии, о внешнеэкономической деятельности. При этом говорить о необходимости изменений во вступивший в силу в конце декабря закон о таможенном регулировании в РФ пока рано, считает Ивин.
"Первый период работы закона принципиально проблемных вопросов не выявил - была обеспечена практически полная правопреемственность всей практики и таможенных технологий. Кроме того, закон является продолжением ТК ТС, а у нас уже была полугодовая практика его работы, и те проблемы, которые выявились, мы как раз решили в рамках нашего закона", - отметил он.
Проблемы не только законодательные
Среди проблем, которые возникают в работе Таможенного союза, Ивин назвал также разницу в ставках пошлин в России и Казахстане по некоторым позициям (изъятия, которые действуют до 1 июля 2011 года).
"Разница в ставках пошлин, безусловно, создает саму основу, чтобы этой разницей воспользоваться с целью минимизации платежей. Тем более, что организовать работу фирмы в соседнем государстве не так уж сложно", - отметил он.
Другая проблема - ввоз ряда товаров из соседних с Казахстаном государств, например, сельхозпродукции, растаможивание их в Казахстане и завоз в Россию под видом казахстанских.
"Мы фиксируем очень заметное увеличение плодоовощной продукции, страной происхождения которой указан Казахстан, хотя раньше он в таких объемах не завозил. С одной стороны - падение ввоза свежей плодоовощной продукции из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, с другой стороны, на такие же доли рост поставок этой же продукции из Казахстана", - сказал Ивин. Однако, по его словам, здесь потери не такие ощутимые, как в торговле со странами дальнего зарубежья, в частности, с Китаем.
"Здесь изъятия по пошлинам более существенные и несут большие риски", - отметил руководитель управления ФТС.
Также среди неурегулированных вопросов, которые ранее обозначал и руководитель ФТС Андрей Бельянинов, остается осуществление контроля на внешних границах союза и информационный обмен с таможенными органами Казахстана.
Контроль на казахстанской границе будут осуществлять казахстанские таможенники, но российские представители должны иметь право присутствовать при этом контроле, мониторить ситуацию, обсуждать какие-то вопросы, полагает Ивин, а, соответственно, Россия предоставляет такое право казахстанской и белорусской сторонам. "Соответствующее соглашение уже подготовлено, одобрено на всех уровнях, и мы надеемся, что в ближайшем будущем оно вступит в силу и снимет те проблемы, которые возникали в прошлом году", - сказал он.
На страже границ
Ивин сообщил также, что реализация концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственным границам РФ, идет в плановом порядке. "В настоящее время более половины терминалов, которые мы должны создать вдоль границы для реализации концепции, уже созданы. Здесь есть и терминалы на границах с дальним зарубежьем - Европа, Китай, а также вдоль границ со странами Таможенного союза", - сказал он.
Глава управления пояснил, что пока в Таможенном союзе сохранен принцип резидентства - товары, как импортные, предназначенные для России, так и товары российского экспорта, должны оформляться в России. Поэтому для их оформления необходимо иметь инфраструктуру и на границах с нашими партнерами по союзу, через их территорию товары следуют транзитом.
"Количество мест внутри страны для таможенного оформления мы сокращаем, ведем эту работу второй год, и будем продолжать сокращение мест фактического контроля. При этом внутри страны у нас будет распределенная сеть центров таможенного оформления, которые будут осуществлять прием деклараций в электронном виде, оформление их в электронном или бумажном виде, а физический контроль товаров все равно должен быть приближен к границам РФ, включая внутренние границы со странами ТС", - сообщил Ивин.
По его данным, сейчас из запланированных 50 таможенных терминалов, приближенных к границам, создано 30, но они охватывают почти 90% товаропотоков. "Я думаю, что в 2011 году мы сможем подвести итог этого этапа работы и уже более осознанно начнем переносить оформление из внутренних регионов на границы", - полагает руководитель управления ФТС.
Убрать барьеры
Согласно новым правилам, все поставщики, ввозящие товары на территорию Европейского союза, с 1 января 2011 года должны предварительно, до поступления товаров на пункты досмотра, предоставлять таможенным органам электронные декларации. Декларация должна быть подана не позднее, чем за 24 часа до прихода товара в портовые таможенные пункты, и за час - на автомобильные и воздушные пункты досмотра.
По словам Ивина, ЕС внедрял подготовительные программы, обучал перевозчиков, в России заинтересованные лица также проходили обучение, поэтому проблем не возникает, тем более, экспорта автомобильным транспортом из РФ не так много.
"Единственная проблема, которую мы поставили и перед литовской и перед польской таможенными службами - поставки товаров в Калининградскую область, которые идут транзитом, но подпадают под единую европейскую процедуру", - отметил он.
Понимая обеспокоенность Евросоюза вопросами безопасности товаров, поступающих на его рынок, российская сторона предлагает применять к таким товарам иную технологию, максимально упрощенную, предлагая со своей стороны обеспечение максимальной безопасности и сохранности груза.
"Главное, чтобы не возникали новые барьеры для перемещения наших российских товаров, вынужденных в силу географии идти через территорию другого государства, чтобы решения Евросоюза не становились препятствием для сообщения наших территорий", - считает Ивин. По его словам, таможенные службы Литвы и Польши приняли информацию к сведению и намерены обсудить это в Брюсселе для выработки единого решения ЕС.