Таможенный тормоз
Поправки в таможенное законодательство могут приостановить рост рынка электрокаров в Петербурге
Продажи электромобилей в Петербурге продолжают расти. За два месяца 2024 года в городе продали в четыре раза больше новых машин с электродвигателем, чем за тот же период годом ранее. По мнению экспертов, положительную динамику могут затормозить вступающие в силу с 1 апреля поправки в таможенное законодательство РФ. Спикеры не исключают, что во второй половине года объемы продаж электрокаров начнут сокращаться.
Продажи новых электромобилей в Петербурге в январе — феврале 2024 года выросли в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По подсчетам AutoRun SPb, с начала года в городе было продано 196 электромобилей. В первые два месяца 2023 года — 46 единиц.
Лидером продаж остается китайский премиальный бренд Zeekr, занимающий 59% петербургского рынка электрокаров. Почти 38% от всего объема продаж электрокаров в городе — у спортивного лифтбэка Zeekr 001. Также петербуржцы активно покупали кроссовер Zeekr X и минивэн Zeekr 009. Электромобилей отечественных брендов с начала года в Петербурге было продано всего 12: семь «Москвичей» и пять Evolute.
В целом по России в январе 2024 года продали 1485 новых электромобилей, что в четыре раза больше, чем за тот же месяц прошлого года. При этом в декабре 2023 года было реализовано рекордное количество электрокаров (1922 шт.), следует из данных «Автостат инфо». В марочном рейтинге января лидером стал Zeekr с показателем 695 проданных экземпляров. Вторую и третью строчку в статистике занимают «Москвич» (267 шт.) и Evolute (111 шт.). Кроме них, россияне также покупают электрокары Volkswagen и Tesla (89 и 45 шт. соответственно).
В Петербурге в 2023 году, по данным «Автостат инфо», был зарегистрирован 961 электрокар, в 2022 году показатель составлял 218 машин.
Транспортный эксперт Денис Гаврилов отмечает, что за прошлый год доля электрокаров в общем объеме регистрации новых машин в городе составила 1,58% и продолжает расти, но динамику продаж могут сократить поправки в таможенное законодательство, которые с 1 апреля фактически закрывают канал ввоза автомобилей, растаможенных в странах ЕАЭС. В части электрокаров это касается авто, ввозимых по параллельному импорту (Lotus, Tesla и др.).
«Непонятно, как поведет себя рынок. Вероятно, некоторое время он будет продолжать показывать объемы на тех складских запасах, которые были ввезены до 1 апреля. Что будет во второй половине года, сложно сказать. Думаю, динамика объемов продаж сократится»,— считает эксперт.
Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева также считает, что в связи с изменением законодательства продажи электрокаров существенно снизятся.
«Сейчас люди стараются купить то, что осталось в наличии. Уже раскуплено, то, что было где-то на перевалочных складах. Я думаю, что определенный период адаптации, привыкания к этой новой цене все равно будет. Но если человек не хочет покупать себе какой-то российский электрокар, то, скорее всего, после 1 апреля он просто сделает выбор в пользу машины с ДВС. Вряд ли покупатель станет экспериментировать, потому что эксперимент дорого стоит»,— говорит госпожа Гордеева.
Она также уточняет, что удорожание будет достаточно серьезным. «Если электромобиль стоит 12 млн, то плюс 1 млн для потребителя, наверное, существенно, но не критично. Что же касается более бюджетных вариантов, где удорожание примерно на 700 тыс., это, конечно, очень большие деньги»,— уточняет эксперт.
По данным Смольного, число электромобилей в городе к концу 2024 года должно достигнуть почти 7,9 тыс. штук. В 2025 году, согласно программе, их количество возрастет до 23,4 тыс., а к концу 2026-го составит 57,6 тыс. На конец 2023 года, по словам председателя комитета по энергетике и инженерному обеспечению Станислава Протасова, в Петербурге было зарегистрировано более 2,5 тыс. электромобилей.