25.06.14

Таможня: ВТО для малого и среднего бизнеса

Наш специальный проект [ЦМТ «Стратегия российского бизнеса в условиях ВТО»] создан Торгово-промышленной палатой почти два года назад, ко времени вступления России в ВТО. Его основная цель — содействие отечественному бизнесу в адаптации к новым условиям. Мы уже практически два года полноправные члены ВТО, но малый и средний бизнес почему-то зачастую считает, что это его никоим образом не касается, а наибольший интерес представляют национальное законодательство и проблемы Таможенного союза. Это не совсем верно.

Сегодня мы работаем в рамках единого экономического пространства, Таможенного союза, а с 1 января 2015 г. переходим на новый интеграционный уровень. И вроде бы тут существует проблема — только Российская Федерация является полноправным членом ВТО. Когда Белоруссия станет членом этой организации — большой вопрос. Что же до Казахстана, то буквально на прошлой неделе (конференция «Ведомостей» проходила 19 мая 2014 г. — «Ведомости») президент [Нурсултан] Назарбаев объявил, что до конца 2014 г. переговорный процесс должен быть завершен и страна должна присоединиться к ВТО.

Но немногие знают, что еще в мае 2011 г., до вступления России в ВТО, нашими тремя странами был подписан договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. То есть мы уже тогда договорились, что условия, на которых присоединяется Российская Федерация, будут обязательны и для Белоруссии, и для Казахстана. В документе было сказано, что мы станем ориентироваться на законодательство ВТО. Таким образом, если посмотреть на иерархию нормативных актов, то и российские, и белорусские, и казахстанские бизнесмены должны ориентироваться на законодательство ВТО.

А в прошлом году на конференции на Бали произошло знаменательное событие для ВТО: было подписано соглашение об упрощении процедур торговли. Каковы основные цели этого соглашения и какие плюсы здесь существуют для малого и среднего бизнеса Таможенного союза? Инициаторами соглашения еще в 2004 г. стали развивающиеся страны, которым необходимо было перенимать опыт развитых стран в вопросах таможенного регулирования, администрирования и т. д. Ушло 10 лет на то, чтобы все страны смогли договориться, найти точки соприкосновения и подписать это соглашение. В нем затронут ряд ключевых вопросов, чтобы именно малый и средний бизнес мог с минимальными издержками пересекать границу, сократил время прохождения таможни и максимально быстро оформлял все необходимые документы. При этом следует отметить, что это соглашение (несмотря на то что оно подписано) должно быть ратифицировано всеми странами — членами ВТО. И точная дата, когда это соглашение действительно вступит в силу, — 31 июля 2015 г. Так что, с одной стороны, у нас есть время для адаптации и принятия этих норм. А с другой — в рамках Таможенного союза на нашей территории происходят столь стремительные интеграционные изменения, что нам необходимо работать с опережением.

В рамках ITC (International Trade Centre, агентство по техническому сотрудничеству. Создано в 1964 г. Учредители: Конференция ООН по торговле и развитию — UNCTAD и ВТО. Оказывает поддержку в расширении торговли и экспортного потенциала развивающимся странам и странам с переходной экономикой. — «Ведомости») и ВТО подготовлены методические рекомендации по адаптации соглашения для развивающихся стран. Это небольшой документ, объемом в 50-70 страниц. Но там прописаны ключевые вещи, на которые могут ориентироваться государственные органы, наднациональные органы — у них есть возможность реформировать свое законодательство, ориентируясь на лучшие стандарты и лучшие мировые практики, содействуя развитию малого и среднего бизнеса. Для транснациональных компаний, для компаний, которые имеют цепочки производства по всему миру, эти процедуры не столь заметны при их объемах производства и товарооборота. Но когда мы говорим о малом и среднем бизнесе, для них каждый новый барьер действительно барьер, издержки, преграда для выхода на новые рынки и для развития самих предприятий.

У нас сейчас идет активная работа по созданию базы экспортного потенциала. Я вхожу в состав рабочей группы при Госсовете, который должен пройти в июне 2014 г. Основной темой там является конкурентоспособность российского производства. Мы можем закрыть все границы, можем вариться в собственном котле и не думать о том, что наш товар кому-то интересен. Но если твой товар неинтересен на внешних рынках, значит, он неконкурентоспособен и на рынках внутренних. Поэтому сегодня не то время, чтобы закрыться и не конкурировать с другим миром.

Я считаю, что одной из насущных задач является выработка некоего инструмента, некоего алгоритма содействия в том числе и малому и среднему бизнесу для освоения этих норм и правил.

Ведомости