Уральским экспортерам рассказали, какие товары стоит поставлять в Турцию
"Екатеринбург международный" - серия профессиональных консультаций, которые проводят в Свердловской области в рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство". В этот раз на встречу пригласили 250 бизнесменов, которые хотели бы покорить рынок Турции. Интерес уральцев давно не ограничивается туризмом: в 2023 году эта страна вошла в пятерку главных внешнеторговых партнеров Свердловской области.
- Товарооборот вырос в два раза и составил 68 миллиардов долларов. Увеличение произошло как раз за счет российских поставок, - отметила руководитель центра поддержки экспорта Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Татьяна Лагунова. - За три последних года сумма заключенных экспортных контрактов превысила 90 миллиардов долларов, 16 уральских компаний обзавелись партнерами в Турции. Стоит и дальше развивать это направление: нам есть что предложить.
Традиционно в Турции востребована продукция российских аграриев и лесопромышленников, а также медицинская техника, металлы и изделия химпрома. Причем местные предприниматели хотят встроиться в цепочки создания добавленной стоимости: допустим, они покупают у нас пшеницу, мелют из нее муку и продают в третьи страны. Вместе с тем рынок сегодня готов и к экспериментам, считает руководитель зарубежного представительства Российского экспортного центра (РЭЦ) в Турции Тимур Сафин.
- Есть спрос на инновации или что-то уникальное. Так, одна компания, оценив мумие, выразила готовность закупать его в больших объемах, - говорит он. - Турки консервативны в питании, долго привыкают к новому, в ресторанах и кафе, как правило, подают блюда из местных продуктов, но русский квас стал там очень популярным. Никто не ожидал, что он вызовет такой ажиотаж. Отчасти потому, что в Анталии много русскоязычного населения, которое заскучало по домашним вкусам.
Что мотивирует уральских предпринимателей смотреть в сторону Турции? Во-первых, население 84 миллиона человек и большой процент молодого, экономически активного. Во-вторых, удобная логистика. Из Новороссийска регулярно отправляются несколько паромов, которыми можно доставить грузы в Стамбул, Самсун, Трабзон и другие турецкие порты Черного моря, а уже оттуда - автотранспортом до точки назначения. Кроме того, Стамбул обладает развитой складской инфраструктурой, подходящей для перевалки и хранения контейнеров. В-третьих, кто-то успел наладить деловые связи еще в 2019-м, когда республика выступила партнером международной выставки "Иннопром" в Екатеринбурге.
Но эксперты предупреждают: экспортерам надо запастись терпением. В Турции часто меняются правила, касающиеся ввозных пошлин. Кроме того, предъявляются очень жесткие требования к сертификации товаров. В частности, чтобы конкурировать с европейскими поставщиками, нужно иметь международный сертификат ISO 9001, к тому же продукция должна соответствовать нормам местного законодательства. Получение всех документов займет около полугода.
Судя по всему, наш бизнес это не пугает. Как рассказала Даниела Эдис, сотрудник дегустационно-демонстрационного павильона АПК РФ в Турции, каждые две недели появляется новый российский участник. Сейчас около 15 компаний проходят процедуру лицензирования, то есть скоро их товары появятся в турецких магазинах. Там уже представлены кондитерские изделия, мороженое, приправы, макароны, продукты здорового питания.
- Прежде всего просчитайте цену на полке для конечного потребителя, только после этого стоит подавать заявку в РЭЦ. Экспортер должен быть готов к тому, что товар лицензируется не по категориям и не по названиям, а по SKU (уникальному складскому идентификатору). У одной и той же продукции в разных упаковках разные SKU. На каждый вид наклеивается стикер или этикетка, которые мы поможем сделать, но потом их утверждает министерство АПК Турции. Вас удивит, но надписи "лучший товар года", "товар LUX", "товар премиум" не пройдут по требованиям республики, - обращает внимание предпринимателей госпожа Эдис.
Кроме того, бизнесу обещают содействие в продвижении, аренде полок в крупнейших торговых сетях, заключении договоров с маркетплейсами и привлечении блогеров. Есть перспективы у продукции или нет, подскажут в РЭЦ, там же помогут подать заявки на участие в бизнес-миссиях и ярмарках. В частности, 9 сентября 30 российских агропроизводителей отправятся на крупную фуд-выставку в Стамбул.