За державу обидно?..
Близится туристический сезон. И хабаровчане, кто хотел бы подешевле, не с рук и без посредников купить подержанный автомобиль в Японии, уже готовятся к авиационному или морскому броску в азиатскую автомекку. Среди таких автомобилистов немало и новичков. Их интересует буквально все: от колебания цен на автомобили на авторазвалах Японии до деталей таможенного оформления машин в отечественном порту.
Не секрет, что приглянувшееся на припортовой стоянке авто можно, торгуясь, приобрести и оформить документы за 5-10 минут. А дома, при возвращении, где-нибудь в Восточном порту или во Владивостоке потратить день, а то и не один, чтобы получить заветные документы. Как этого избежать? Каковы вообще правила и сам порядок таможенного оформления легкового автотранспорта? С этими вопросами мы обратились к Юрию Рожковскому, главному таможенному инспектору по взаимодействию со средствами массовой информации.
- Юрий Владимирович, какие документы должны быть на руках у автовладельца, когда он с автомобилем (на борту теплохода) пересекает государственную границу России и ожидает на рейде проверку и время выгрузки своей машины в порту?
- С каждым импортным автомобилем на корабль поднимается свой регламентируемый пакет документов. Во-первых, регистрационный, он же технический паспорт автомобиля, где указано, когда машина впервые была зарегистрирована в Японии. В нем указывается номер кузова, год выпуска, объем двигателя и т.д. Во-вторых, японская таможенная декларация: она подтверждает факт прохождения японской таможни и как бы исключает возможность вывоза ворованной машины. В-третьих, чек на покупку транспортного средства. Перевозочные документы.
Капитан судна на каждый автомобиль составляет свой коносамент. В нем указано, кто отправитель, кто получатель и что за машина. Эти документы обязательны при подаче в российские таможенные органы.
- Данный пакет документов, ключи от автомобиля хранятся у туристов?
- Нет, находятся у капитана, вплоть до прихода в российский порт. Капитан доставляет их в таможню. Автомобили после разгрузки в порту перемещаются на склад временного хранения.
- Куда спешит хозяин машины?
- Как только поступает сообщение, что ваш пароход разгружен, все машины - на складе, можно начинать таможенное оформление. В первую очередь, заполняется бланк декларации ТД-7 , а также карточка транспортного средства. Можно сделать самому, а если боитесь ошибок, отдайте в платное окошко.
Затем работа с инспектором. Тот смотрит паспорт, карточку, декларацию и ищет пакет документов на вашу машину. Если повезет, то в этом пакете уже будет акт таможенного досмотра, который проводился на складе временного хранения (в целях проверки соответствия написанному в документах и фактическому). После чего платятся таможенные платежи. Если акта таможенного досмотра нет, то, учитывая небольшую штатную численность таможенных досмотрщиков, вам придется ждать.
После оплаты таможенных платежей инспектор отдает автовладельцу весь пакет документов, включая паспорт транспортного средства и удостоверение ввоза. Удостоверение ввоза необходимо для первоначальной регистрации данного автомобиля в органах ГИБДД. Данный документ ГИБДД забирает - это основание для регистрации автомобиля и подтверждение того, что автомобиль прошел таможню. В ПТС же ГИБДД делает особую отметку о регистрации и возвращает владельцу машины.
- Ситуации бывают разные. У кого-то времени в обрез, может ли он растаможить легковой автотранспорт в Хабаровске или все же лучше оформлять автомобиль непосредственно на границе?
- Может. Но нужно ли? Каждый решает сам. Однако напомню: Хабаровск исключен из мест таможенного оформления, где возможна таможенная очистка иномарок, ввезенных с коммерческими целями. Для физических лиц, которые купили автомобиль для личного потребления, она разрешена и только по единой ставке таможенных платежей.
Для этого надо подойти в Хабаровскую таможню, в отдел контроля за таможенным транзитом. Там пишете заявление, предъявляете паспорт с хабаровской пропиской и кладете соответствующие деньги на депозит. Вам выписывается так называемая таможенная расписка.
- А если человек заранее знает данные своего будущего автомобиля, т.е. номер двигателя, его рабочий объем, номер кузова, саму марку автомобиля, ее стоимость, год выпуска, он выигрывает или проигрывает в деньгах?
- Выигрывает: его реальный таможенный платеж за данную иномарку будет идентичным. Если же параметры машины неизвестны, тогда, извините, придется раскошеливаться. Сумма изначально выше, чем на реально рассчитываемый автомобиль. Излишки, конечно, возвращаются, но уже после бала .
- Получается, что плюс всего один - экономия времени, автовладельцу не придется долго задерживаться в чужом приморском городе.
- Соглашусь, но подчеркну еще раз: таможенная очистка по единым ставкам несравненно дороже, чем растаможка машины по совокупному таможенному тарифу. Разница иногда бывает двукратная. Поэтому, если в 2003 году хабаровчане оформили более 170 легковых транспортных средств, то в прошлом году всего около двух десятков автомобилей. С начала этого года оформлено не более десятка машин.
- Но ведь и у нас в Приамурье есть порт, в том же Ванино. Есть ли какие-либо преимущества ванинской таможенной очистки перед таможнями, скажем, того же Приморья?
- Сам процесс таможенного оформления, равно как и ставки пошлин одинаковые на всем российском правовом пространстве. Другое дело - косвенные показатели. Перегонщики иномарок из Ванино говорят об относительной, но дешевизне обслуживания. Так, если во Владивостоке постановка автомобиля на склад временного хранения стоит около 4-5 тысяч рублей, то в Ванино всего 300. Подобная ситуация и с оплатой машин за хранение на складе. Во Владивостоке съедает у перегонщика 200 долларов, а та же неделя таможенного оформления в Ванино обойдется всего в 50.
- Казалось бы, по трассе Лидога - Ванино должен быть сплошной поток иномарок, привезенных из Японии. Но этого не наблюдается. Рейдовая бригада из ТОЗ-авто проехала в прошлом году в оба конца по строящейся дороге и не обнаружила какого-то автобума. Условия перегона плохи или причина все же в чем-то ином?
- Официальная внешнеторговая статистика подтверждает ваши наблюдения. Даже такая полудемпинговая политика при таможенном оформлении иномарок в Ванино не увеличивает импортного автопотока в данном направлении. Цифры? Пожалуйста. Если в Ванино оформлено в этом году 700-800 транспортных средств, то за тот же срок во Владивостоке - 20 тысяч. Вот и сравните. Приморские порты, что ни говори, в более выгодном географическом положении
- Счет явно не в нашу пользу. А случается, что у покупателя иномарки не хватает денег на оплату пошлины?
- Бывает.
- Что ж ему, бедолаге, делать? Избавляться от имущества, бросать машину на границе?
- Есть два пути. Оформить отказ в пользу государства. В этом случае автомобиль будет поставлен на баланс таможни и реализован через Российский фонд федерального имущества. Понятно, что на владельца в данном случае возлагаются определенные финансовые траты.
В любом случае автомобиль будет помещен на склад временного хранения. Там он пробудет два месяца. Если в течение данного срока транспортное средство так и не будет определено владельцем под какой-либо таможенный режим, таможня составит протокол о нарушении сроков временного хранения. Статья 16.16 КоАПП - штраф от 15 до 25 МРОТ для физического лица. После вступления в силу постановления по делу (если принято решение не изымать транспортное средство) должен пройти еще месяц хранения на складе временного хранения. За две недели до истечения срока начальник поста направляет грузополучателю уведомление об истечении срока хранения товара как вещественного доказательства по установленной форме. Если автомобиль не востребован, составляется акт об истечении срока временного хранения. Затем таможня формирует пакет документов и направляет исковое заявление в суд для принятия решения о признании автомобиля бесхозным. И транспортное средство переходит в доход государства. Решение суда исполняют судебные приставы.
В. ГРОМОВ
Тихоокеанская звезда (Хабаровск) 29.04.05